Победит
ли онлайн торговля традиционную розницу?
Этот вопрос не дает покоя многим
бизнесам, выстраивающим цепочку продаж в современных непростых реалиях.
Есть основания утверждать, что в ближайшие пять лет этого точно не произойдет. Однако
процент роста онлайн увеличится со стандартных 15–20% до 35% в год.
Мировая ситуация с пандемией изменила
соотношение онлайн- и офлайн-торговли. В период карантина доля интернет - покупок
возросла в разы. По данным «Яндекс.Касса» в первую
нерабочую неделю с 30 марта по 5 апреля количество онлайн-заказов в кафе и
ресторанах выросло на 78%. В период самоизоляции у российских онлайн-магазинов
стало минимум на 10 миллионов клиентов больше, посчитали аналитики DataInsight. При этом более чем в четыре раза выросли
онлайн-продажи товаров повседневного спроса - каждый четвертый (26 процентов)
заказывал доставку продуктов питания на дом.
По мнению аналитиков, в 2020 году
Российский рынок онлайн-ретейла превысит $41 млрд, или 3,2 трлн руб., что на
17% выше, чем в 2019 году. Однако, возможно, цифры будут даже выше. При этом
70% всех онлайн-продаж будут сконцентрированы у десяти крупнейших игроков.
К 2024 году, как прогнозируют в DataInsight, продажи через онлайн-каналы будут расти на 33
процента ежегодно, а их объем превысит 7 триллионов рублей.
Каковы
же последние тренды онлайн торговли?
·
Люди привыкли
покупать онлайн. Устойчивая привычка формируется через 21 день. Таким образом, за
три месяца карантина у большинства населения привычка покупать онлайн уже
появилась. Крупные ретейлеры за это время «заточили» свою инфраструктуру и
бизнес-процессы под онлайн.
·
Онлайн-ритейлеры
станут в ближайшие годы лидерами в сфере торговли. например, через этот канал
активно продаются SIM-карты. В Tele2 отмечают беспрецедентную популярность
онлайн-канала продаж -
в интернет-магазине оператора количество заказов SIM-карт с доставкой на дом за
период с апреля по июнь выросло в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом
прошлого года. После отмены карантинных ограничений спрос на заказы SIM-карт
через интернет-магазин сохранился.
·
Новые
бизнес-модели. Например, появились приложения, позволяющие примерить одежду на
свою фотографию, а затем запостить новый образ в
своем аккаунте. Таким образом, уже созданы первые прецеденты полной
цифровизации потребления.
·
Минимизация
потребления. Произошла переоценка ценностей — на первый план выходят более
важные для жизни вещи.
·
Экологичность. Мы
все столкнулись с вопросом загрязнения окружающей среды и уже есть мощный
запрос от общества на восстановление экологической ситуации, и в ретейле в
первую очередь. В понятие «экологичность» входит цифровизация всех маркетинговых
инициатив в виде печати буклетов,
баннеров, наклеек. Все предложения и бонусы доступны в мобильных приложениях, и
покупатель может воспользоваться ими как онлайн, так и офлайн.
·
Индивидуальное
моделирование покупок и создание экосистем, когда в одном приложении покупателю
доступны предложения не только от ретейл-сети, но и от ее партнеров: банков,
телеком-операторов, ресторанов и т д. Здесь все построено на хорошем знании
своего клиента ретейлером, и онлайн со знанием истории не только покупок, но и
поиска имеет существенные преимущества перед офлайн-форматом.
А
что же будет с офлайн?
Он будет также продолжать
развиваться, поскольку:
·
Люди
истосковались по привычным ощущениям от покупок и реальному общению;
·
Есть
направления, где онлайн не дает полноты потребительских ощущений
·
Качество многих
продуктов лучше всего определять вживую, духи надо ощущать на коже, при покупке
дорогой одежды нам надо ощущать качество ткани и смотреть, как вещь сидит на
фигуре.
·
Книги и музыка,
техника, хозяйственные товары почти полностью уйдут в онлайн.
Таким образом, доля онлайна будет неуклонно расти, однако и традиционная
розница не собирается сдавать свои позиции в силу потребительских предпочтений
и психологии покупок.
А что думаете Вы? Как чувствует
себя розница в вашем регионе?
СПИСОК УЧАСТНИКОВ СКРЕПКА ЭКСПО 2021